Top.Mail.Ru
Как определить основные бизнес-процессы

Как определить основные бизнес-процессы?

Сегодня рассмотрим более подробно, что из себя представляют основные бизнес-процессы и как их определять.

Основные бизнес-процессы есть в любой компании. И если таких процессов несколько, то скорей всего это «отдельное» направление бизнеса. А это значить, что в управленческом учете их желательно разделить.

Если по сути, то все основные бизнес-процессы — это все процессы, которые приносят выручку компании. Это процессы, за которые клиент готов платить вам деньги. Еще это процессы, которые создают добавочную стоимость вашего продукта.

У основного процесса всегда:

На входе – клиент со своей потребностью или проблемой То есть ему от вас что-то нужно.
На выходе- клиент, который удовлетворил свою потребность и он доволен. Так как получил больше чем хотел.

Клиент на входе — клиент на выходе (рис. 1)

Принцип основных бизнес-процессов

Компания получила свою финансовую прибыль, а также репутация на рынке, опыт для команды, и т. п.

Описание и внедрение бизнес процессов в компании начинают с основных бизнес-процессов. И связано это с тем что они н прямую влияют на результат деятельности компании. Кроме того основные бизнес-процессы проще увидеть, понять и описать. Наих примере легче научиться видеть и понимать любые процесс в компании. Ну и, конечно же результаты от внедрения основных процессов вдохновят на дальнейшее развитие и вас и вашу команду.

Сколько основных бизнес-процессов может быть в компании? Как показывает практика, в компании может быть от 1 до 5 основных бизнес-процессов.Хотя конечно, имеются и исключения. И тогда в компании может быть и 7 и даже 10 процессов, но это редкость. Скорей всего, со временем, некоторые направления будет выделены в отдельный бизнес.

Ошибки при описании процессов

Руководитель может считать, что в его компании один основной процесс:
«Ну мы же строительная компания. Вот и процесс у нас один – стройка!». Если взглянуть на реальную картину, то еще имеется сдача строительной техники в аренду. поставка технологического оборудования. А еще компания иногда выступает в роли генерального подрядчик.

Другая крайность это выделять бизнес-процесс отдельную услугу:
Например: продажа мобильного телефона и ноутбука розничному покупателю это отдельные процессы? Конечно же нет. Это один основной бизнес-процесс. Но если такие же телефоны и ноутбуки мы продаем оптом другой организации, то это уже другой основной бизнес-процесс

Поэтому при описании основных бизнес-процессов не нужно мельчить и валить все в кучу. Нужно подходить разумно.

Теперь пришло время определить критерии, по которым мы понимаем, что процессы – разные.

1. У процессов разные клиенты.

Например, и розничные и оптовые клиенты . У них различные потребности и разные цели. А значит, оптовые и розничные продажи – процессы разные. И не имеет значения насколько отличается ассортимент. И выполняют их те же сотрудники или другие.

2. У клиентов процессов – разные потребности.

Хотя физически это может быть один и тот же человек или организация. Например, залить в бак бензина это они процесс, а чашку кофе это другой.

3. У процессов существенно различается технология выполнения.

Например, изготовление мебели по индивидуальному заказу существенно отличается от подбора и монтажа типового изделия.

4. Отличается экономика процесса.

Это может быть рентабельность, сезонность и пр. Например, розница в компании прибыльная, а оптовое направление работает в убыток

В заключении хочется сказать, что основной бизнес-процесс – это всегда последовательность действий (шагов) и всегда они сквозные. То есть проходят через разные подразделения и должности

 Линейна схема бизнес-процесса

03.07.2019

Подпишись и получай самые свежие статьи

*Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using): использование внешнего источника / ресурса) – выполнение работ силами внешней компании-подрядчика или отдельных внештатных специалистов.

Адрес г.Кременки ул. Мира 10

ИП Осипов Александр Иванович

ОГРНИП 315401100002366

Все права защищены