В среде предпринимателей бытует мнение, что систематизация в малом бизнесе не имеет смысла. Это для крупных компаний нужна систематизация. У нас и так все прозрачно, видим, как и кто работает. Конечно если у вас микро-бизнес, и все задачи выполняют два человека, то бывает не просто выстроить все бизнес-процессы, но даже в это случае возможно выстроить систему и внедрить автоматизацию. И могу сказать даже больше. Именно небольшому бизнес требуется автоматизация, так как у всех работников и так много функций и задач. Однако без систематизации невозможно ничего автоматизировать.
Но когда собственник хочет развиваться сам и развивать свой бизнес, то без систематизации все его мечты и цели так и останутся мечтами на долгие годы. При это предприятие будет работать, приносит какой-то доход, но стресс и постоянная нехватку времени будут увеличиваться. И поэтому описание и внедрение бизнес-процессов это жизненная необходимость. Кто-то приходит почти сразу после запуска бизнеса, а кому-то требуется годы мучений и страданий.
Но даже начав систематизацию бизнеса, и работы по описанию бизнес-процессов начались, то результатом будут инструкции, регламенты, стандартов и другие документы. Проблема с этими документами в том, что их мало кто читает, и тем более не используют в работе. И получается неприглядная картина, бизнес-процессы, вроде бы прописаны, а ни содержание, ни форма деятельности работников не изменилась
Чтобы проверить используются ли бизнес-процессы в вашей компании, можете ответить на несколько вопросов:
Получаете ли вы ежедневные или ежемесячные отчеты, по которым вы контролируете свой бизнес? (более подробно о том что такое управленческий учет в этой статье) Имеется ли на предприятии, хоть какое-то описание, как новый работник должен вникать в работу, какие инструкции и регламенты он должен изучить, чтобы приступить к работе. Или он постоянно отвлекает ваших ключевых работников и вас, чтобы что-то узнать?
Очень важно понимать, что описание бизнес-процессов, задача необходимая, но точно недостаточная. Все что изложено на бумагу в виде схем и описаний, должно быть внедрено, через обучение работников их аттестацию. В противном случает ничего не изменится и бардак будет процветать. А если вы помните из курса средней школы, то энтропия всегда стремится возрастать! А это значит как результативность, так и эффективность вашего бизнеса будет снижаться, что конечно же дает преимущество вашим конкурентам.
И вот пришло время, когда владелец бизнеса понял, что ему требуется систематизация и даже начал выкладывать все действия на бумагу. Но погрузившись в эту работу, собственник не замечает, как продажи начали падать и денег становится все меньше. И тогда наш герой, как богатырь, засучив рукава возвращается к понятно и простой работе. Продажи, закупки, клиенты, договоры, в общем вся рутина. И теперь о процессах, структурах, регламентах и стратегиях забыто. Все возвращается на круги своя. Так и продолжаем жить и работать.
И здесь мы наблюдаем основную проблема большинства предпринимателей, все делать самому, не умея привлекать нужных специалистов и делегировать им работу, в том числе по генерации новых клиентов. Без денег никакая систематизация и тем более автоматизация не случится.
Но чтобы систематизация все же случилась нужно действовать по плану. Общее описание каждого шага плана представлено далее.
Пошаговый план систематизации бизнеса
На данном этапе необходимо научиться создавать и управлять потоком клиентов. А это работа в маркетинге и продажах. Результатом этапа должно сложиться четкое понимание, что и как делать, чтобы клиенты покупали и проносили компании выручку и доход. Если у вас нет потока клиентов, то и инвестировать в систематизацию и автоматизации смысла нет.
На этап этапе необходимо определиться с целями предприятия как на ближайшее время, так и на более длительный срок, от одного до трех лет. И обязательно должен быть план на 3- 6 ближайших месяца, что делать, как делать, сроки, ресурсы и кто ответственный. Все цели и планы должны быть реалистичны, но амбициозны. Вовлекайте в эту работу руководителей и ключевых работников. Желательно конечно, сформировать видение будущего и миссию компании.
Теперь необходимо разобрать все ключевые бизнес-процессы компании. Описать эти процессы, разработать к ним регламенты и инструкции. Обучить всех работников, которые участвующих в этих процессах. И провести контроль знаний процессов и документов.
На четвертом этапе, из описанных бизнес-процессов, выбираем все должности и функции. На основании этой информации составляем организационную структуру предприятия. Определяем функции и задачи подразделений и должностей.
Наводим порядок в документации. Создаем номенклатуру дел, в которую входят все документы включая локальные нормативные акты (ЛНА). Сперва проверяем наличие необходимых документов и если их нет, разрабатываем и утверждаем. Затем анализируем их качество и корректируем при необходимости, и тоже утверждаем. Далее формируем должностные папки и передаем их в подразделения для изучения и ознакомления. Проводим контрольную проверку знаний.
Постановка управленческого учета, является очень важным этапом в систематизации и автоматизации бизнеса. Без данных полученных из системы управленческого учета невозможно принимать правильные управленческие решения. А значит ваш бизнес будет не эффективен и проиграет в конкурентной борьбе на рынке.
Седьмой этап — управление персонала
Создаем систему управления персонала, которая включает в себя:
Данный этап очень важен для любого предприятия, поскольку только команда и персонала может вывести ваш бизнес на новые уровни.
И когда пройдены все семь предыдущих этапов, можно приступать к разработке технического задания. В процесс этой работе скорей всего бизнес-процессы, регламенты и инструкции подвергнуться корректировке или изменению.
Не пытаемся внедрять автоматизацию сразу во все процессы. Берем небольшой участок, проверяем на пилотном проекте. Постепенно движемся по процессам и обучаем персонал работе в новой системе. Меняем образ поведения работников через новую корпоративную культуру.
Первый фактор, почему проекты связанные с систематизацией и автоматизацией проваливаются? В этом виноваты образ мышления и представления о мире, в голове у владельца бизнес и руководителей. Они пытаются найти волшебную таблетку и получить результаты чрез неделю ну или через месяц. Но для реализации всех восьми этапов потребуется от 9 до 15 месяцев, а для средних компаний это может быть от 24 до 36 месяцев. И это при условии, что у вас небольшая компания и некоторые этапы будут выполняться параллельно,
Второй фактор, это не вовлечение персонала в работу по систематизации. Любые изменения предложенные не самими работниками будут встречены в штыки. Начнется массовый саботаж и большинство решений не будут реализованы. Вам потребуется оценить каждого вашего работника и понимать его мотивы и стремления. И только на основание этой информации создавать проектные команды, делая ключевых работников своими агентами изменений. А они уже будут вовлекать в работу по систематизации остальных работников.
Третий фактор, очень важный. Это желание владельца бизнеса меняться самому и рушить стереотипы и шаблоны. Менять себя очень тяжело и трудно, но этот процесс неизбежен, если вы хотите построить эффективный и стабильно растущий бизнес, без вашего ежедневного вмешательства.
Четвертый фактор риска — не знание технологий, методов и подходов к систематизации и автоматизации. И в таком случае владельцу придется научится или ускорить процесс, пригласив внешних консультантов. Выбор за вами набивать шишки несколько лет или ускорить процесс и через 9 месяцев вывести предприятие на новый уровень.
Чтобы лучше разобраться в систематизации и нужна ли она вашему предприятию подписывайтесь на нашу рассылку.
03.07.2019
Подпишись и получай самые свежие статьи
*Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using): использование внешнего источника / ресурса) – выполнение работ силами внешней компании-подрядчика или отдельных внештатных специалистов.
Адрес г.Кременки ул. Мира 10
ИП Осипов Александр Иванович
ОГРНИП 315401100002366
Все права защищены