В теории управления различают несколько видов организационных структур управления,рассмотрим наиболее часто встречающиеся:
Линейно-функциональная структура предприятия является иерархической системой, с разделением по функционалу и управлением из одной точки т.е. от руководителя предприятия к руководителям подразделений и далее к линейным исполнителям. Такая организационная структура характерна для предприятий со стабильным производством и ориентация на конкуренцию по цене.
Дивизионная структура управления предприятием тоже относится к иерархической системе. В такой структуре управления используется четкое разделения на дивизионы, которые занимаются продуктами и на дивизионы с определенным функционалом. Структуры дивизионного типа могут возникать при реструктуризации или масштабировании предприятия, а также при изменении технологических процессов. И особенно часто такое происходит, когда такие процессы усложняются. И тогда организационную структуру предприятия добавляется новые управленческие уровни. Что может привести к потере управления предприятия и невозможностью принимать стратегических решений по отдельным направлениям деятельности.
В качестве основных критериев создания подразделений могут быть выбраны типы клиентов, виды продукции, или регион присутствия. Почти всегда, дивизионная структура является самодостаточной бизнес-единица.
В классическом понимании матричная организационная структура управления предприятием является адаптивной и может достаточно быстро подстраивается под изменения, в отличии от линейно-функциональной структуры. Основное отличие этих видов структур в том, что кроме руководителя подразделения появляется управляющий процессом или руководитель проекта, который отвечает за выполнение проекта в целом, а руководитель подразделения за выполнение конкретных задач его подразделением.
Руководитель проекта набирает команду из работников функциональных подразделений и налаживает взаимодействие между участниками команд. По сути выполняет задачи руководителя проекта.
Ключевая задача управленца в матричной организационной структуре – это соблюдать баланс между вертикальными и горизонтальными связями на предприятии.
Проектная организационная структура также как и матричная является адаптивной организационной структурой. Чаще всего такой вид структуры используется в компаниях с высокой степенью неопределенности конечного результат деятельности. В таких организациях все задачи решаются через образование проектных групп с управляющим проектом во главе группы.
Руководителю проекта выделяются необходимые ресурсы в виде финансов, специалистов, оборудования. Но так как проект всегда конечен, то у руководителя проекта имеется еще одно ограничение это сроки реализации проекта.
Уставом проекта определяются его целей, структура, планирование и организацию работ. После завершения проекта структура проекта распадается, а ее сотрудников, переходят в новый проект или увольняются.
Какой вид организационной структуры подойдет именно вашему предприятию, сразу сказать сложно. Для этого нужно знать стратегию и специфику предприятия, его бизнес-процессы как основные так и вспомогательные. И после проведения аудита, можно определить оптимальный вид организационной структуры, для вашего предприятия.
03.07.2019
Подпишись и получай самые свежие статьи
*Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using): использование внешнего источника / ресурса) – выполнение работ силами внешней компании-подрядчика или отдельных внештатных специалистов.
Адрес г.Кременки ул. Мира 10
ИП Осипов Александр Иванович
ОГРНИП 315401100002366
Все права защищены